почта России
logo
воскресенье
19 ноября
2017 года
Авторизация | Регистрация



 



СОЦСЕТИ


ЧИТАЕМОЕ


Новости образования   /
Все новости



Коррекция классов. В России ликвидируются элитные школы и гимназии

Международные

В Ярославле стартовал Международный форум "Евразийский образовательный диалог" В Ярославле стартовал Международный форум "Евразийский образовательный диалог"
Сегодня, 22 апреля, в Ярославле стартовал Международный форум "Евразийский образовательный диалог". За три года своего существования он приобрел известность и популярность не только среди российских, но и зарубежных экспертов в сфере образования. В этом году его участниками станут специалисты из 50 российских субъектов и 9 стран ближнего и ...
Новгородцы лидировали на Международном фестивале детского литературного творчества Новгородцы лидировали на Международном фестивале детского литературного творчества
Седьмой традиционный Международный фестиваль детского литературного творчества состоялся в Санкт-Петербурге. На встречу с единомышленниками собрались юные авторы из Македонии, Польши, Германии, различных регионов России, в том числе Калужской, Иркутской, Новосибирской, Пензенской, Орловской областей, Санкт-Петербурга, Москвы, Великого Новгорода, республик Башкортостан ...
Лучшие студенческие команды конкурса Imagine Cup 2014 выступят в Москве Лучшие студенческие команды конкурса Imagine Cup 2014 выступят в Москве
Подведены итоги региональных финалов крупнейшего в мире технологического соревнования Imagine Cup 2014. Победители будут соревноваться на Российском финале конкурса и лучшие из них получат шанс защитить честь нашей страны на Международном финале в г. ...
Microsoft Research и МГУ запускают совместный исследовательский центр Microsoft Research и МГУ запускают совместный исследовательский центр
Microsoft Research и МГУ им. М.В. Ломоносова подписали соглашение о сотрудничестве в сфере новейших ИТ-разработок. В рамках сотрудничества будет открыт совместный исследовательский центр, объем инвестиций в который составит ...
Голодец ожидает участия 200 тыс студентов из РФ в проекте обмена с КНР Голодец ожидает участия 200 тыс студентов из РФ в проекте обмена с КНР
Проект "Годы дружественных и молодежных обменов России и Китая" стартовал в Петербурге. В рамках годов молодежных обменов в течение двух лет пройдут более ...

Федеральные

Исаак Калина – РБК: «Москва – это не сельская школа» Исаак Калина – РБК: «Москва – это не сельская школа»
...
Единый урок по безопасности в сети Интернет
...
Коррекция классов. В России ликвидируются элитные школы и гимназии Коррекция классов. В России ликвидируются элитные школы и гимназии
...
Проверка РАН Генпрокуратурой завершилась возбуждением уголовных дел Проверка РАН Генпрокуратурой завершилась возбуждением уголовных дел
Два уголовных дела и 120 дел об административных нарушениях возбуждены после проверки Российской академии наук, которая распоряжалась недвижимостью в ущерб государству, говорится в докладе генерального прокурора Юрия Чайки о состоянии законности и правопорядка в РФ, поступившем в ...
Совфед одобрил законопроект, возвращающий студентам право на бесплатное посещение музеев Совфед одобрил законопроект, возвращающий студентам право на бесплатное посещение музеев
Совет Федерации одобрил закон, возвращающий студентам право на бесплатное посещение музеев. Льгота будет действовать на проход в государственные или муниципальные музеи не реже одного раза ...

Региональные

V юбилейная международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE 2016), посвященная проблеме ценности детства в науках о развитии человека V юбилейная международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE 2016), посвященная проблеме ценности детства в науках о развитии человека
...
В честь юбилея Лермонтова пятиклассники напишут интерактивный диктант
...
Основой содержания дошкольного образования являются Основой содержания дошкольного образования являются
- Социально-коммуникативное развитие - Познавательное развитие - Речевое развитие - Художественно-эстетическое развитие - ...
Издательство «Просвещение» обеспечит все школы Крыма комплектами учебников к 15 августа Издательство «Просвещение» обеспечит все школы Крыма комплектами учебников к 15 августа
...
Московские власти сносят 2-й этаж школы, в стройматериалах которой обнаружено повышенное содержание аммиака Московские власти сносят 2-й этаж школы, в стройматериалах которой обнаружено повышенное содержание аммиака
Столичные власти рассматривают возможность полностью снести здание школы № 2085, построенное год назад в поселение Щаповское. Ранее в нем было обнаружено повышенное содержание аммиака и фенола. За 7 месяцев полностью устранить источники выделения токсичных веществ высокой концентрации не удалось. Об сообщают "Известия" со ссылкой на источник в ...

Новости издательства

Физика в школе 2014, № 2 Физика в школе 2014, № 2
...
Физическая культура в школе 2014, № 1 Физическая культура в школе 2014, № 1
...
Появилась в продаже книга - Диагностика развития речи дошкольника. Комплект из 3 книг: Проверочные упражнения. Опорные схемы. Сюжетные картинки. Появилась в продаже книга - Диагностика развития речи дошкольника. Комплект из 3 книг: Проверочные упражнения. Опорные схемы. Сюжетные картинки.
Появилась в продаже книга - Диагностика развития речи дошкольника. Комплект из 3 книг: Проверочные упражнения. Опорные схемы. ...
Появилась в продаже книга -Опорные схемы для составления описательного рассказа: Мир растений и грибов. Мир животных. Мир человека. Времена года. — Набор из 22 карточек-схем в картинках. Появилась в продаже книга -Опорные схемы для составления описательного рассказа: Мир растений и грибов. Мир животных. Мир человека. Времена года. — Набор из 22 карточек-схем в картинках.
Появилась в продаже книга -Опорные схемы для составления описательного рассказа: Мир растений и грибов. Мир животных. Мир человека. Времена года. — Набор из 22 карточек-схем ...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ. Специальный выпуск, посвященный духовно-нравственным и педагогическим ценностям Ислама: методика и опыт преподавания модуля «Основы исламской культуры» в Татарстане и Башкирии
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ. Специальный выпуск, посвященный духовно-нравственным и педагогическим ценностям Ислама: методика и опыт преподавания модуля «Основы исламской культуры» в Татарстане ...

Каталог образовательных ресурсов

Онлайн-проект бесплатного обучения "Универсариум" открывает первые лекции Онлайн-проект бесплатного обучения "Универсариум" открывает первые лекции
Первые лекции масштабного российского проекта бесплатного онлайнового обучения "Универсариум", который позволит всем желающим дистанционно получить качественное образование, пройдут в понедельник, ...
Президентская библиотека открывает фонды в сети Интернет Президентская библиотека открывает фонды в сети Интернет
К финишу года на портал Президентской библиотеки загружено более 100 тысяч оцифрованных документов. Таким образом, треть фонда – практически все документы и материалы, не обременённые авторскими правами, – стала общедоступна на интернет-странице первой национальной электронной ...
Стартовал проект бесплатного электронного обучения "Универсариум" Стартовал проект бесплатного электронного обучения "Универсариум"
Масштабный российский проект бесплатного электронного обучения "Универсариум", который позволит всем желающим дистанционно получить качественное образование, стартовал в понедельник, ...
ЭБС IPRBOOKS НА ФОРУМЕ «ОБРАЗОВАНИЕ – КНИГА – КУЛЬТУРА» ЭБС IPRBOOKS НА ФОРУМЕ «ОБРАЗОВАНИЕ – КНИГА – КУЛЬТУРА»
В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел Всероссийский форум «Образование – книга – культура», организованный Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена и Издательско-полиграфической ассоциацией университетов России. Коммерческий директор ЭБС IPRbooks С.Г. Иванов представил обширный доклад в рамках конференции «Информационные ресурсы в библиотеке. Электронное книгоиздание и книгораспространение на примере ЭБС IPRbooks». В докладе ...
Электронно-библиотечная система IQlib
Электронно-библиотечная система IQlib" – это образовательный ресурс, объединяющий в себе интернет-библиотеку и пользовательские сервисы для полноценной работы с библиотечными фондами. ЭБС IQlib полностью отвечает критериям современного ресурса информационно-образовательной направленности. В каталоге ЭБС IQlib представлены как актуальные востребованные издания (учебники, учебные пособия, монографии), так и редкие издания прошлых лет, не утратившие ...

Документация

Методика подготовки годового плана работы школы
Скачать методику подготовки годового плана работы школы [ ...
Требования к оформлению портфолио учителя
Скачать требования к оформлению портфолио учителя [ ...
Требования к личным делам учителей
Скачать требования к личным делам учителей [ ...
Типовые правила документирования и управления документацией в государственных и негосударственных организациях
Скачать типовые правила документирования и управления документациейв государственных и негосударственных организациях [ ...
Подготовка к государственной аттестации школы Департаментом по контролю в сфере образования
Подготовка к государственной аттестации школы Департаментом по контролю в сфере образования [ ...
Коррекция классов. В России ликвидируются элитные школы и гимназии
13 Октября 2014
10:37, 10 октября 2014

Коррекция классов

В России ликвидируются элитные школы и гимназии
Фото: Глеб Щелкунов / «Коммерсантъ»

Лучшие московские школы оказались на грани банкротства. В сентябре им в несколько раз сократили финансирование. Сейчас они вынуждены искать спонсоров либо урезать программы и становиться частями больших образовательных корпораций. Педагоги боятся, что реорганизацию элитные школы не перенесут. Укрупнение грозит также школам для инвалидов и девиантных детей. Эксперты отмечают, что московская модель уравниловки распространяется на всю страну. Те же самые процессы проходят в Туле, Рязани, Ульяновске. На очереди — другие регионы. На 11 октября в Москве намечен митинг против усреднения образования.

Всю неделю у здания столичной мэрии на Тверской улице в одиночных пикетах с плакатами «Школы должны быть разными!» дежурили учителя школы-интерната для одаренных детей «Интеллектуал». В конце сентября вышел приказ департамента образования Москвы об объединении их школы с гимназией №1588. В случае если школа на слияние не согласится, ей обещали серьезные денежные проблемы. Собственно, они уже есть. Принятый ранее федеральный закон об образовании упразднил все виды образовательных учреждений: гимназии, лицеи, специализированные, коррекционные и другие. И лишил их права на дополнительное финансирование программ: углубленное изучение предметов, деление классов на подгруппы, индивидуальные занятия, проектно-исследовательскую деятельность, медико-психологическое сопровождение учеников, круглосуточное пребывание.

Авторы этого закона надеялись, что если муниципальные власти посчитают расходы целесообразными, то оплатят их самостоятельно из местных бюджетов. В большинстве регионов так и сделали. Но Москва пошла другим путем.

Неравный брак

Столичная мэрия объявила, что все дети равны и элитные школы — не нужны. В каждой должны быть созданы «равные возможности», в том числе финансовые. В 2011 году был запущен пилотный проект по повышению качества образования. Участникам предлагали поднять действовавший тогда минимальный норматив на содержание ребенка — с 63 до 123 тысяч рублей в год. Обычные районные учреждения охотно соглашались на условия. Продвинутые, имевшие прежде гораздо большие деньги, — не спешили. Тем более для них был установлен переходный мораторий на снижение «тарифов». Но в этом сентябре все надбавки срезали.

«Сейчас мы получаем в два раза меньше, чем соседние школы, — рассказывает учитель математики Алексей Сгибнев. — Когда начали задавать вопросы чиновникам, просить хотя бы уравнять нас по деньгам с остальными, получили ответ, что это возможно только путем слияния. Но такие проблемы поспешно не решаются. Создать что-то хорошее нелегко. А разрушить можно в одно мгновение».

В акциях протеста участвуют практически все «интеллектуалы». Пока педагоги стоят в пикетах, ученики бомбят письмами инстанции — начиная от президента, заканчивая районными чиновниками. А родители готовят иски в суд об отмене «неравного брака».

«Школа, с которой нас сватают, в хозяйственном плане — крепкая, — осторожно рассказывает представитель родительского комитета «Интеллектуала» Елена Новоселова. — Хорошая мебель в холле, занавески, свежий ремонт. Но у наших ребят другие приоритеты. После учебы они целый день пропадают на факультативах, ведут научные разработки. Большинство остаются на пятидневку в интернате. Мы, например, живем в Новой Москве. Каждый день тратить по четыре часа на дорогу нереально. Конечно, в другой соседней школе тоже есть кружки, но за все, кроме спортивных секций, там собираются брать деньги. Мы ознакомились с проектом прайса на сайте: час индивидуальных занятий — 2 тысячи, кружок два раза в неделю — 12 тысяч в месяц. По нашим подсчетам тот объем внеурочных занятий, что сейчас предлагает "Интеллектуал", обойдется примерно в 30 тысяч рублей в месяц. У нас почти 30 процентов семей — малоимущие. Столько платить они не смогут».

Полная инклюзия

«Интеллектуал» — не единственная школа, попавшая под программу слияния. В финансовую ловушку угодили почти два десятка московских школ. Почти все входят в топ-500 лучших школ России, составленный Минобрнауки.

Распоряжение о реорганизации получило и Государственное бюджетное образовательное учреждение (ГБОУ) №1189 имени Курчатова. Школа образовалась в 90-е годы при поддержке Центра компьютерного обучения Курчатовского института. Ученые-практики преподавали ребятам физику, химию, математику. Сегодня «курчатовка» считается одной из сильных математических школ. По итогам прошлого года 98 учеников стали победителями турнира Ломоносова, проводимого МГУ, 24 — выиграли региональный этап Всероссийской школьной олимпиады. Сейчас школе предписано влиться в ряды соседнего ГБОУ №2077. Комплекс создан два года назад и уже вобрал в себя значительную часть образования района Щукино: чиновники поглотили три обычных средних школы, школу для подростков с девиантным (неадекватным, а часто социально-опасным) поведением и школу для умственно отсталых детей 8-го типа (крайняя степень).

Здание «курчатовке», правда, обещают оставить. Пока. Как сложится в будущем — никто не знает. У девиантной школы, например, помещение экспроприировали. Самых спокойных ребят рассортировали по обычным классам. А злостных хулиганов перевели на домашнее обучение.

«Основа нашей школы — высокий уровень поступающих, — считает отец пятиклассницы ГБОУ №1189 Антон Соловьев. — Если упразднят название, то уже в следующем году сюда придут обычные дети. Они не потянут текущую программу и ее уровень придется опускать для всех учеников. Родительский актив готов участвовать в разработке встречного плана развития школы. Одно из предложений — создание Курчатовского образовательного комплекса с сохранением высокого уровня образования».

В сентябре лицей №1525 (более известный как «Воробьевы горы») выселили из Дворца пионеров и отобрали название. Сейчас под известным брендом «Воробьевы горы» создан новый образовательный комплекс из двух местных школ, двух детсадов и колледжа. А ГБОУ №1525 переселили в пристройку школы №1305 у метро Красносельская. Адаптация на новом месте проходит болезненно. Хотя большая часть преподавателей осталась, половина учеников ушли. Приходится начинать все сначала.

«Для нас главное — сохранить атмосферу и уровень, — рисует перспективы учитель литературы и русского языка лицея Евгения Абелюк. — Получится или нет — не знаю. В прошлый понедельник вела уроки в школе №1305, с которой нас сливают. Заменяла заболевшего учителя. Когда прозвенел последний звонок, ко мне вошла в класс женщина с таким, знаете, очень прокуренным голосом и спросила: "В туалет выпускали?" — "Да. А что случилось?" —"Там все накурено", — сказала мне она. Я говорю: "А что, вы — не выпускаете?" — "Мы знаем, кого выпускать". То есть у нас совершенно разные ценности».

Замдиректора по науке физико-математического лицея «Вторая школа» Александр Ковальджи говорит, что им также «в мягкой форме» поступило уже три предложения об «укрупнении»: «Пока удается лавировать. Для нас слияние неприемлемо. Мы общаемся с укрупненными школами. Никто не рад. Коллективы педагогов и школьников полярных школ — не сливаются. Они слишком разные. Были примеры. Так в одной из школ даже пришлось поделить этажи и туалеты, чтобы дети не дрались на переменах. Есть понятие зона ближайшего развития, среда. Это важно для мотивации учебы. Если из школы уходит тепло отношений, если на разговоры по душам нет времени и оснований, привлекательность учебы падает».

Ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы НИУ ВШЭ Марина Пинская отмечает, что международный опыт «смешивания разных контингентов» существует. Такое часто практикуется в Соединенных Штатах для оздоровления слабых школ. Однако там обязательно учитывают пропорции «носителей разных ценностей». Как установили американцы, благополучных учеников в таком коктейле должно быть не менее 65 процентов. В противном случае «серость» победит. Работает ли эта цифра в российских реалиях — исследований не проводилось.

Процесс слияний-поглощений в Москве продолжается третий год. По статистике за это время образовано 894 многопрофильных холдинга, поглотивших 3063 школы, детсада и колледжа. Рассматриваются заявки еще от 62 бюджетных учреждений на создание 18 корпораций. Официальную идею коллективизации озвучил московский министр образования Исаак Калина: «Объединение позволит ученикам получать все образовательные услуги в одном месте. В том числе в таких комплексах будет и дошкольное образование. У учителей появляется полноценная нагрузка, чего не было в маленьких школах. Ресурсы крупных образовательных комплексов позволяют подавляющему большинству московских школ преподавать любой предмет на необходимом школьникам уровне и вести любую профилизацию».

Подразумевалось, что реорганизация должна проходить исключительно с согласия родителей. Но почти в каждом случае укрупнения сопровождались протестами. «Пожары» быстро гасились. «Применяется простая технология, — просвещает зампредседателя комитета по образованию Госдумы Олег Смолин. — Родители один раз приняли решение не объединяться, директора сняли и сказали, что он не умеет с ними работать. Во второй раз приняли решение не объединяться — директора сняли и сказали, что он не умеет работать. На следующий раз управляющий совет от страха, что будет директор какой-нибудь совсем ужасный, уже на все согласен».

Экспертов смущает, что при всем при том с момента образования первых «больших корпораций» прошло немало времени, прозрачной системы обмена опытом и сравнения работы школ до и после слияния — нет. В качестве показателя успешности реформ столичная мэрия часто приводит цифру, что с 2010 года количество московских школ, подготовивших лауреатов городских олимпиад, увеличилось на 37,5 процента, Всероссийской — на 15 процентов. «Есть подозрения, что это всего лишь манипулирование статистикой, — уверяют в независимом межрегиональном профсоюзе «Учитель». — Если все школы слить в одну, то при единственном победителе олимпиад на город мы будем иметь результат 100 процентов».

«Ушки» и «Чэшки»

«Лента.ру» опросила родителей «холдингистов».

«Были ГБОУ №2047, а стали №2109. Прибавились три школы и семь садиков, — рассказывает Ольга Петрова из Южного Бутово. — Пока ничего не изменилось. Разве что в начальных классах к АБВГД-эшкам добавились новые буковки: ЕРСУФЧ : Ешки, Рэшки, Сэшки, Ушки, Фэшки и Чэшки. По мне — так показуха и ничего больше. В стране всеобщей имитации это неудивительно. Это как с зимним временем — мы работаем на благо народа».

Первыми неприятные перемены ощутили представители корпораций, куда влили «особые» школы и детсады: коррекционные, девиантные, вечерние. «Наш сад для детей с задержкой развития и аутизмом год назад стал структурным подразделением комплекса №398 в Выхино, — рассказывает мама двух дошколят Екатерина Музафарова. — Раньше в группах находились по 15-19 человек. Весь день с ними работали дефектологи, логопеды. Действовала театральная студия, лечебный массаж, физиопроцедуры. Теперь все сняли — мы же стали общеобразовательным учреждением, а не коррекционным. Сейчас обсуждаются тарифы на дополнительные услуги: от 3200 до 4500 рублей в месяц за кружок. Малокомплектные группы с больными детьми хотят доукомплектовывать здоровыми — до 25 человек. У специалистов срезали зарплату и они увольняются».

В некоторых столичных районах «инклюзия» приобретает причудливые формы. В Лефортово в прошлом году в комплексе №415 собрались четыре детсада, обычная школа, «английская» и вечерняя.

«Сначала все члены холдинга обитали автономно в своих зданиях, — говорит муниципальный депутат Лефортово Александра Андреева. — В начале сентября около 30 учеников вечерней школы стали учить вместе с обычными школьниками. Возраст у "вечерников" был самый разный — от 15 лет и старше. К одиннадцатиклассникам посадили трех взрослых дядь 21-24 лет, только что вернувшихся из армии. Они матерились при детях, занятия посещали через раз, могли пинком открыть дверь в учительскую и развалиться на диване. На дисциплине, конечно, это сказывалось не лучшим образом. Дети стали задавать вопросы — почему им позволено все, а нам — ничего. Когда родители заинтересовались, что происходит, юноши куда-то исчезли. Но осадок остался. Гарантии, что они не появятся завтра — нет».

По словам директора центра социально-экономического развития школы ВШЭ Сергея Косарецкого, московский рецепт слияний-поглощений постепенно распространяется на регионы. Звонят учителя из Тулы, Рязани, Ульяновска.

«Чему удивляться?»

«Изначально все задумывалось ради ликвидации межшкольного неравенства, — объясняет эксперт. — Но если учреждения объединяются формально, по территориальному признаку, неравенство сохранится и внутри нового комплекса. Условно пятые классы, которые перешли из слабой школы, останутся такими же слабыми по качеству подготовки, как и раньше. А школа "отчитается" сильными детьми, которые определят ее имидж. Внешняя дифференциация заменится внутренней».

Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич уверена, что о качестве образования изначально никто и не думал. Главная причина реформ — экономия бюджетных средств. Чем крупнее — тем дешевле. Вместо десяти учителей можно оставить пять.

«Чему удивляться? — недоумевает она. — Разве в других отраслях у нас по-другому? А как мы выбираем губернаторов? Как назначаются министры? Школа просто показывает то, что происходит с государством, с его схемой управления. Когда компетентность, самостоятельность являются не то что ценностью, а препятствием для тотального управления всем и вся».

Наталья Гранина
Источник:  lenta.ru
Короткая ссылка на новость: http://www.schoolpress.ru:80/~Bu1KO


ПАРТНЕРЫ
ПАРТНЕРЫ