почта России
logo
суббота
14 декабря
2024 года
Авторизация | Регистрация



 



СОЦСЕТИ


ЧИТАЕМОЕ


Новости образования   /
Федеральные



Список эффективных вузов оказался больше, чем предполагало Министерство образования и науки

Международные

В Ярославле стартовал Международный форум "Евразийский образовательный диалог" В Ярославле стартовал Международный форум "Евразийский образовательный диалог"
Сегодня, 22 апреля, в Ярославле стартовал Международный форум "Евразийский образовательный диалог". За три года своего существования он приобрел известность и популярность не только среди российских, но и зарубежных экспертов в сфере образования. В этом году его участниками станут специалисты из 50 российских субъектов и 9 стран ближнего и ...
Новгородцы лидировали на Международном фестивале детского литературного творчества Новгородцы лидировали на Международном фестивале детского литературного творчества
Седьмой традиционный Международный фестиваль детского литературного творчества состоялся в Санкт-Петербурге. На встречу с единомышленниками собрались юные авторы из Македонии, Польши, Германии, различных регионов России, в том числе Калужской, Иркутской, Новосибирской, Пензенской, Орловской областей, Санкт-Петербурга, Москвы, Великого Новгорода, республик Башкортостан ...
Лучшие студенческие команды конкурса Imagine Cup 2014 выступят в Москве Лучшие студенческие команды конкурса Imagine Cup 2014 выступят в Москве
Подведены итоги региональных финалов крупнейшего в мире технологического соревнования Imagine Cup 2014. Победители будут соревноваться на Российском финале конкурса и лучшие из них получат шанс защитить честь нашей страны на Международном финале в г. ...
Microsoft Research и МГУ запускают совместный исследовательский центр Microsoft Research и МГУ запускают совместный исследовательский центр
Microsoft Research и МГУ им. М.В. Ломоносова подписали соглашение о сотрудничестве в сфере новейших ИТ-разработок. В рамках сотрудничества будет открыт совместный исследовательский центр, объем инвестиций в который составит ...
Голодец ожидает участия 200 тыс студентов из РФ в проекте обмена с КНР Голодец ожидает участия 200 тыс студентов из РФ в проекте обмена с КНР
Проект "Годы дружественных и молодежных обменов России и Китая" стартовал в Петербурге. В рамках годов молодежных обменов в течение двух лет пройдут более ...

Федеральные

Исаак Калина – РБК: «Москва – это не сельская школа» Исаак Калина – РБК: «Москва – это не сельская школа»
...
Единый урок по безопасности в сети Интернет
...
Коррекция классов. В России ликвидируются элитные школы и гимназии Коррекция классов. В России ликвидируются элитные школы и гимназии
...
Проверка РАН Генпрокуратурой завершилась возбуждением уголовных дел Проверка РАН Генпрокуратурой завершилась возбуждением уголовных дел
Два уголовных дела и 120 дел об административных нарушениях возбуждены после проверки Российской академии наук, которая распоряжалась недвижимостью в ущерб государству, говорится в докладе генерального прокурора Юрия Чайки о состоянии законности и правопорядка в РФ, поступившем в ...
Совфед одобрил законопроект, возвращающий студентам право на бесплатное посещение музеев Совфед одобрил законопроект, возвращающий студентам право на бесплатное посещение музеев
Совет Федерации одобрил закон, возвращающий студентам право на бесплатное посещение музеев. Льгота будет действовать на проход в государственные или муниципальные музеи не реже одного раза ...

Региональные

V юбилейная международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE 2016), посвященная проблеме ценности детства в науках о развитии человека V юбилейная международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE 2016), посвященная проблеме ценности детства в науках о развитии человека
...
В честь юбилея Лермонтова пятиклассники напишут интерактивный диктант
...
Основой содержания дошкольного образования являются Основой содержания дошкольного образования являются
- Социально-коммуникативное развитие - Познавательное развитие - Речевое развитие - Художественно-эстетическое развитие - ...
Издательство «Просвещение» обеспечит все школы Крыма комплектами учебников к 15 августа Издательство «Просвещение» обеспечит все школы Крыма комплектами учебников к 15 августа
...
Московские власти сносят 2-й этаж школы, в стройматериалах которой обнаружено повышенное содержание аммиака Московские власти сносят 2-й этаж школы, в стройматериалах которой обнаружено повышенное содержание аммиака
Столичные власти рассматривают возможность полностью снести здание школы № 2085, построенное год назад в поселение Щаповское. Ранее в нем было обнаружено повышенное содержание аммиака и фенола. За 7 месяцев полностью устранить источники выделения токсичных веществ высокой концентрации не удалось. Об сообщают "Известия" со ссылкой на источник в ...

Новости издательства

Физика в школе 2014, № 2 Физика в школе 2014, № 2
...
Физическая культура в школе 2014, № 1 Физическая культура в школе 2014, № 1
...
Появилась в продаже книга - Диагностика развития речи дошкольника. Комплект из 3 книг: Проверочные упражнения. Опорные схемы. Сюжетные картинки. Появилась в продаже книга - Диагностика развития речи дошкольника. Комплект из 3 книг: Проверочные упражнения. Опорные схемы. Сюжетные картинки.
Появилась в продаже книга - Диагностика развития речи дошкольника. Комплект из 3 книг: Проверочные упражнения. Опорные схемы. ...
Появилась в продаже книга -Опорные схемы для составления описательного рассказа: Мир растений и грибов. Мир животных. Мир человека. Времена года. — Набор из 22 карточек-схем в картинках. Появилась в продаже книга -Опорные схемы для составления описательного рассказа: Мир растений и грибов. Мир животных. Мир человека. Времена года. — Набор из 22 карточек-схем в картинках.
Появилась в продаже книга -Опорные схемы для составления описательного рассказа: Мир растений и грибов. Мир животных. Мир человека. Времена года. — Набор из 22 карточек-схем ...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ. Специальный выпуск, посвященный духовно-нравственным и педагогическим ценностям Ислама: методика и опыт преподавания модуля «Основы исламской культуры» в Татарстане и Башкирии
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ. Специальный выпуск, посвященный духовно-нравственным и педагогическим ценностям Ислама: методика и опыт преподавания модуля «Основы исламской культуры» в Татарстане ...

Каталог образовательных ресурсов

Онлайн-проект бесплатного обучения "Универсариум" открывает первые лекции Онлайн-проект бесплатного обучения "Универсариум" открывает первые лекции
Первые лекции масштабного российского проекта бесплатного онлайнового обучения "Универсариум", который позволит всем желающим дистанционно получить качественное образование, пройдут в понедельник, ...
Президентская библиотека открывает фонды в сети Интернет Президентская библиотека открывает фонды в сети Интернет
К финишу года на портал Президентской библиотеки загружено более 100 тысяч оцифрованных документов. Таким образом, треть фонда – практически все документы и материалы, не обременённые авторскими правами, – стала общедоступна на интернет-странице первой национальной электронной ...
Стартовал проект бесплатного электронного обучения "Универсариум" Стартовал проект бесплатного электронного обучения "Универсариум"
Масштабный российский проект бесплатного электронного обучения "Универсариум", который позволит всем желающим дистанционно получить качественное образование, стартовал в понедельник, ...
ЭБС IPRBOOKS НА ФОРУМЕ «ОБРАЗОВАНИЕ – КНИГА – КУЛЬТУРА» ЭБС IPRBOOKS НА ФОРУМЕ «ОБРАЗОВАНИЕ – КНИГА – КУЛЬТУРА»
В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел Всероссийский форум «Образование – книга – культура», организованный Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена и Издательско-полиграфической ассоциацией университетов России. Коммерческий директор ЭБС IPRbooks С.Г. Иванов представил обширный доклад в рамках конференции «Информационные ресурсы в библиотеке. Электронное книгоиздание и книгораспространение на примере ЭБС IPRbooks». В докладе ...
Электронно-библиотечная система IQlib
Электронно-библиотечная система IQlib" – это образовательный ресурс, объединяющий в себе интернет-библиотеку и пользовательские сервисы для полноценной работы с библиотечными фондами. ЭБС IQlib полностью отвечает критериям современного ресурса информационно-образовательной направленности. В каталоге ЭБС IQlib представлены как актуальные востребованные издания (учебники, учебные пособия, монографии), так и редкие издания прошлых лет, не утратившие ...

Документация

Методика подготовки годового плана работы школы
Скачать методику подготовки годового плана работы школы [ ...
Требования к оформлению портфолио учителя
Скачать требования к оформлению портфолио учителя [ ...
Требования к личным делам учителей
Скачать требования к личным делам учителей [ ...
Типовые правила документирования и управления документацией в государственных и негосударственных организациях
Скачать типовые правила документирования и управления документациейв государственных и негосударственных организациях [ ...
Подготовка к государственной аттестации школы Департаментом по контролю в сфере образования
Подготовка к государственной аттестации школы Департаментом по контролю в сфере образования [ ...
Список эффективных вузов оказался больше, чем предполагало Министерство образования и науки
20 Ноября 2012
Скандальная ситуация вокруг списка "неэффективных вузов" обрастает новыми подробностями. На вопросы "РГ" отвечает президент Российского союза ректоров, ректор МГУ им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий.Виктор Антонович, некоторые ректоры говорят, что понятия не имели о мониторинге и не подозревали, что по его результатам могут быть приняты какие-то важные решения. А министр утверждает, что все было согласовано с Союзом ректоров и Ассоциацией ведущих вузов. Где истина?
Виктор Садовничий: Прежде всего следует иметь в виду, что оценка эффективности вузов всецело лежит в логике развития качества высшего образования, его фундаментальности, которая всегда была свойственна отечественной системе образования. Мониторинг входит в нашу жизнь, как недавно вошли университетские рейтинги. Их критерии тоже вызывают много вопросов, но тем не менее признаются мировым сообществом. Ведущим университетам приходится это учитывать и как бы "работать над собой". Да и у нас в стране итогам университетских рейтингов уделяется все больше внимания, причем на самом высоком государственном уровне. Поэтому и мониторинга бояться не надо. Я бы сказал, что мониторинг - это как портрет, фотография, только с явно недостаточным количеством пикселей. А чем больше пикселей, тем ближе фото к оригиналу. Итоги любого мониторинга (а ведь университетские рейтинги тоже результат мониторинга) многим не нравятся. Есть вопросы и в МГУ. 3 августа министр образования и науки подписал приказ о проведении мониторинга с его "дорожной картой". Министерством же было принято решение остановиться на 50 критериях, которые были разработаны Ассоциацией ведущих вузов.
Я был на заседаниях ассоциации и убеждал расширить взгляд на критерии. Обратить внимание на качество образования и учет в мониторинге оценки международной работы вузов в странах ближнего зарубежья - СНГ.
Серьезнейшую работу по обсуждению критериев провел Российский союз ректоров. Еще в летом все подразделения РСР, а это 80 региональных и отраслевых советов, представили свою позицию по этому вопросу. Мы направили предложения в министерство, но, к сожалению, они в мониторинге этого года не были учтены.
Что касается критериев нынешнего мониторинга, то Министерство настояло на том, что на первом этапе в качестве показателей эффективности вуза будет использоваться только 5 критериев из 50. Этот вопрос обсуждался на расширенном заседании президиума Совета ректоров, в котором принимал участие министр Д.В. Ливанов. Установленные пять критериев, безусловно, несовершенны. И члены президиума говорили об этом на заседании. Для совершенствования мониторинга, обсуждения вопросов его организации в 2013 году мы решили создать совместную рабочую группу Союза ректоров и министерства.
Президиум обратил особое внимание на многофакторность как базовый подход мониторинга, который учитывает качество образования, связи с работодателями, фундаментальность и научную базу. К примеру, в МГУ рост мощности суперкомпьютерной базы за 2 года составил от 800 терафлопс до 1,7 петафлопс. А в ближайшей перспективе мощность составит 20 петафлопс. Это ли не пример серьезной динамики научного потенциала университета в столь малый период?
Безусловно, такие важные параметры должны учитываться в критериях. Необходимо добавить и экспертную оценку, которая учтет все нюансы - педагогический это вуз или творческий, единственный в регионе или нет.
Но ведь никакой экспертной оценки в итогах мониторинга не было... Если все плохие вузы закрыть, страна останется без учителей, архитекторов, ветеринаров и агрономов.
Виктор Садовничий: На мой взгляд, не надо было так поспешно обнародовать список "неэффективных" вузов - официально это называется "вузы с признаками неэффективности". Минобрнауки направило письма в советы ректоров в регионах, губернаторам с просьбой дать анализ и предложения по дальнейшему развитию вузов, а также выдвинуть своих представителей в состав рабочих групп. К сожалению, не дождавшись всех ответов из регионов, список обнародовали на сайте Минобрнауки. Что и вызвало много вопросов в обществе. А рабочие группы начали работать позднее. Сейчас как раз завершается их деятельность.
Может быть, стоило поступить так: опубликовать общий список всех вузов и их филиалов с данными мониторинга, не деля их на "благополучные" и "группу риска", затем провести широкое общественное обсуждение и с его учетом двигаться дальше?
Появились сообщения о том, что некоторым "неэффективным" вузам уже подтвердили их высокий статус. В итоге кто-нибудь вообще останется в списке "неэффективных"?
Виктор Садовничий: Дело обстоит так, что, если на заседании рабочей группы руководство региона или ведомства оспаривает отнесение вуза к "группе риска", то это принимается во внимание. В рабочих группах участвовали представители всех региональных советов ректоров, которые настаивали на учете всех факторов, в том числе региональных интересов. Я думаю, что определенной реорганизации будут подвергнуты не так много вузов из списка "с признаками неэффективности".
То есть если вуз в регионе, может, и не самый сильный, но он единственный в регионе и готовит востребованные кадры, его закрывать не будут?
Виктор Садовничий: Посмотрим. Но считаю разумным, что, если руководство региона или ведомства приводит аргументы, скажем, о трудоустройстве выпускников, справки о динамике развития, то можно и нужно дать шанс вузу и перевести его из одного списка в другой.
70 филиалов открыто у некоторых вузов: конечно, их надо реорганизовывать
А что делать с филиалами?
Виктор Садовничий: С филиалами картина другая. Их реорганизация - правильная тенденция. Большинство филиалов расположены в Южном федеральном округе, в станицах, зачастую на базе техникумов и ПТУ, и дают соответствующее образование. Есть, например, один такой филиал: в нем более 2 тысяч студентов. Все заочники, все на платном обучении. Но они же будут иметь дипломы о высшем образовании государственного вуза! Есть вузы, у которых открыто по 60 - 70 филиалов. Конечно, их надо реорганизовывать, возможно, переводить студентов, сохранив заочную форму, для получения более качественного образования в головной вуз. Может быть, присоединять к федеральным университетам. Но и тут нельзя делать все автоматически.
У МГУ были филиалы, которые попали в число "неэффективных"?
Виктор Садовничий: Первоначально в списке филиалов с признаками неэффективности был наш филиал в Пущино. Но не потому, что он плохо работает. А потому, что он не совсем обычный. Там всего 60 бакалавров и магистров. Формально в филиале нет своей приборной базы, она вся в биологических институтах Академии наук, которые находятся рядом, и нет финансирования науки, потому что наука делается в лабораториях этих институтов. Зато в Пущинском филиале хорошие площади, высокий балл ЕГЭ и очень высокий уровень публикуемости студентов в ведущих мировых журналах. Практически все студенты учатся по непрерывной траектории бакалавр - магистр - аспирант. А дальше работа в институтах РАН. Я объяснил эту ситуацию, и филиал в Пущино выведен из списка "имеющих признаки неэффективности".
Что ожидает "неэффективные" педвузы? Ясно, что закрыть, даже самые плохие, нельзя - детей учить некому будет.
Виктор Садовничий: С педагогическими вузами большая проблема. Многие из них тоже попали в "группу риска". Но тут нельзя допустить ошибку. Прежде чем принимать по ним решение, нужно подготовить концепцию развития педагогического образования и понять, что нужно стране для подготовки педагогов. Этим могут активнее заниматься классические университеты, о чем, в частности, говорил президент РФ в одном из своих выступлений. МГУ это уже делает. У нас есть педагогический факультет, где предлагаются магистерская программа и программы дополнительного образования.
Было еще предложение создать федеральный педагогический университет с филиалами в каждом регионе и оставить несколько пединститутов.
Виктор Садовничий: Возможно, это и станет основой такой концепции. И МГУ готов стать площадкой экспертного обсуждения этого вопроса. Ведь сегодня для педагогического сообщества МГУ- центр, где проводятся все съезды учителей.
Один из депутатов Госдумы предложил начинать мониторинг не с государственных, а с частных вузов. Вы поддерживаете это предложение?
Виктор Садовничий: Мониторинг касается пока только государственных вузов, но я считаю, что если мы хотим поднять авторитет нашей системы образования, мы должны думать о том, чтобы поднять качество образования и в негосударственных вузах, особенно в их филиалах. Недавно я был в Японии, встречался с руководством страны, и первый вопрос, который мне был задан: "А что у вас с качеством образования?" Я говорю: "К сожалению, в 90-е годы у нас стало 3,5 тысячи вузов и их филиалов". Они были очень удивлены. В Японии немногим более 700 университетов, из них сотня- государственные.
Мониторинг наделал много шума, а почему бы не провести оценку в рамках госаккредитации или при лицензировании?
Виктор Садовничий: Для меня это загадка. Я из тех, кто всегда возражал против массового создания филиалов и необоснованного увеличения количества вузов. Но мне все время отвечали, что все соответствует закону и ничего сделать нельзя. Изменение правил аккредитации и лицензирования было бы самым правильным решением, но тогда, видимо, надо менять законодательство. Я не уверен, что юридически и фактически легко закрыть вуз.
Мониторинг не случайно вызывает повышенный интерес в обществе. Исторически сложилось так, что система образования в России - стержень ее государственности. Самые значительные успехи страны, ее научно-технологические прорывы и социальные завоевания связаны с уровнем развития образования и науки.
Короткая ссылка на новость: http://www.schoolpress.ru:80/~ZS53n


ПАРТНЕРЫ
ПАРТНЕРЫ