почта России
logo
вторник
13 апреля
2021 года
Авторизация | Регистрация



 



СОЦСЕТИ


ЧИТАЕМОЕ


Общее образование   /
Специальное (коррекционное) образование



Особенным детям в обычной школе нужны любовь и грамотные законы

Начальное общее образование

1,5 миллиона первоклашек сядут за парты в этом году в России 1,5 миллиона первоклашек сядут за парты в этом году в России
В эти дни школы вывешивают списки зачисленных первоклашек. За парты сядут около 1,5 миллиона новоиспеченных школьников. Для всей России сейчас приняты одинаковые требования по записи детей. В первую очередь школы должны принимать тех, кто живет на ...
В школах Иркутска не хватает около 40% педагогов начальных классов В школах Иркутска не хватает около 40% педагогов начальных классов
В школах областного центра не хватает около 40% педагогов начальных классов. Об этом на пресс-конференции рассказала начальник департамента образования администрации города Валентина Перегудова. Она заверила, что вопреки всему такой дефицит не скажется на качестве обучения – если не удастся "закрыть" вакантные места выпускниками педвузов, то более опытным учителям придётся работать с перегрузом: брать по ...
Мониторинг качества реализации ФГОС начального образования стартовал в Алтайском крае Мониторинг качества реализации ФГОС начального образования стартовал в Алтайском крае
В Алтайском крае стартовал региональный мониторинг, который позволит оценить качество реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального ...
Ученики одной из киргизских школ вышли на внеплановые каникулы из-за нашествия змей Ученики одной из киргизских школ вышли на внеплановые каникулы из-за нашествия змей
В одной из школ Алайского района прекращены занятия из-за появления змей. Как сообщают в МЧС Кыргызстана, в школе им. Ж.Орозова села Биринчи май с наступлением весны начали ...
Более 84 млрд рублей выделят на развитие образования Владимирской области в ближайшие 7 лет Более 84 млрд рублей выделят на развитие образования Владимирской области в ближайшие 7 лет
Во Владимирской области начата реализация государственной программы "Развитие образования" на 2014-2020 годы", утвержденной губернатором Светланой Орловой. Основополагающая цель этого документа – обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития экономики ...

Основное общее образование

Издательство «Просвещение» обеспечит все школы Крыма комплектами учебников к 15 августа Издательство «Просвещение» обеспечит все школы Крыма комплектами учебников к 15 августа
...
Почти 80 школьников стали призерами и победителями Всероссийской олимпиады по физике Почти 80 школьников стали призерами и победителями Всероссийской олимпиады по физике
Олимпиада проходила в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена. В ней приняли участие 269 участников из 46 регионов РФ, а также ребята из Беларуси. Ребятам предстояло пройти два тура: экспериментальный и теоретический, задания к которым составляли лучшие ...
Законопроект, возвращающий медали выпускникам школ, получил критику некоторых экспертов Законопроект, возвращающий медали выпускникам школ, получил критику некоторых экспертов
Законопроект Минобрнауки, опубликованный на едином портале раскрытия информации, вносит поправки в закон "Об образовании в РФ". Ведомство предлагает поощрять школьников "за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности". Каковы критерия оценки этих успехов, авторы ...
Подведение общероссийских итогов олимпиад школьников завершено Подведение общероссийских итогов олимпиад школьников завершено
Российский совет олимпиад школьников завершил подведение общероссийских итогов олимпиад школьников в 2013-2014 учебном году. Главным показателем олимпиадных процессов признано более чем 2-кратное, по сравнению с прошлым годом, увеличение общего числа участников олимпиад – до 1,5 млн школьников, из которых 4 тысячи признаны победителями, а 24 тысячи – призерами ...
Гимназист из Архангельска стал абсолютным победителем олимпиады по астрономии Гимназист из Архангельска стал абсолютным победителем олимпиады по астрономии
Завершились испытания заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по астрономии. Ученик 11 класса Даниил Вахлов стал абсолютным победителем России по астрономии. Его учителем-наставником является педагог Университетской Ломоносовской гимназии Ольга ...

Среднее (полное) общее образование

В честь юбилея Лермонтова пятиклассники напишут интерактивный диктант
...
Почти 80 школьников стали призерами и победителями Всероссийской олимпиады по физике Почти 80 школьников стали призерами и победителями Всероссийской олимпиады по физике
Олимпиада проходила в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена. В ней приняли участие 269 участников из 46 регионов РФ, а также ребята из Беларуси. Ребятам предстояло пройти два тура: экспериментальный и теоретический, задания к которым составляли лучшие ...
Законопроект, возвращающий медали выпускникам школ, получил критику некоторых экспертов Законопроект, возвращающий медали выпускникам школ, получил критику некоторых экспертов
Законопроект Минобрнауки, опубликованный на едином портале раскрытия информации, вносит поправки в закон "Об образовании в РФ". Ведомство предлагает поощрять школьников "за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности". Каковы критерия оценки этих успехов, авторы ...
Подведение общероссийских итогов олимпиад школьников завершено Подведение общероссийских итогов олимпиад школьников завершено
Российский совет олимпиад школьников завершил подведение общероссийских итогов олимпиад школьников в 2013-2014 учебном году. Главным показателем олимпиадных процессов признано более чем 2-кратное, по сравнению с прошлым годом, увеличение общего числа участников олимпиад – до 1,5 млн школьников, из которых 4 тысячи признаны победителями, а 24 тысячи – призерами ...
Гимназист из Архангельска стал абсолютным победителем олимпиады по астрономии Гимназист из Архангельска стал абсолютным победителем олимпиады по астрономии
Завершились испытания заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по астрономии. Ученик 11 класса Даниил Вахлов стал абсолютным победителем России по астрономии. Его учителем-наставником является педагог Университетской Ломоносовской гимназии Ольга ...

ЕГЭ

Генпрокуратура рассказала о тысяче нарушений при сдаче ЕГЭ в 2013 году Генпрокуратура рассказала о тысяче нарушений при сдаче ЕГЭ в 2013 году
Прокуроры выявили более тысячи нарушений при сдаче ЕГЭ в 2013 году. Причиной большого числа нарушений стал слабый контроль за проведением экзамена, заявил генпрокурор ...
Российские школьники сдают второй досрочный ЕГЭ Российские школьники сдают второй досрочный ЕГЭ
Сегодня, 24 апреля, ученики российских школ сдают второй досрочный единый государственный экзамен. В зависимости от индивидуального выбора школьников - это иностранный язык, география, химия или история. Напомним, первый, ЕГЭ по русскому языку, прошел без технических сбоев ...
Рособрнадзор подвел предварительные итоги досрочного ЕГЭ по русскому языку Рособрнадзор подвел предварительные итоги досрочного ЕГЭ по русскому языку
Накануне, 21 апреля, состоялся досрочный ЕГЭ по русскому языку. На экзамен было заявлено 887 участников ЕГЭ, из них выпускников текущего года - 849 человек из 63 регионов. По результатам рассмотрений видеозаписей работы нарушителей могут быть аннулированы. Также несколько человек были удалены с экзамена за использование ...
Правительство РФ потратит 600 миллионов рублей на видеонаблюдение во время ЕГЭ Правительство РФ потратит 600 миллионов рублей на видеонаблюдение во время ЕГЭ
Правительство РФ опубликовало распоряжение об организации видеонаблюдения при проведении единого госэкзамена в 2014 году. При проведении ЕГЭ видеонаблюдение будет установлено в пунктах проведения экзаменов, региональных центрах ...
Выпускники российских школ в понедельник начнут сдавать ЕГЭ Выпускники российских школ в понедельник начнут сдавать ЕГЭ
Досрочные экзамены пройдут в 65 из 85 российских регионов. Больше всего участников будут досрочно сдавать обязательные предметы - русский язык ...

Дополнительное образование

Минобрнауки подготовит новую концепцию дополнительного образования в России к июню Минобрнауки подготовит новую концепцию дополнительного образования в России к июню
Минобрнауки РФ подготовит и к июню передаст на рассмотрение в правительство новую концепцию дополнительного образования в России. Об этом в среду на брифинге в рамках международного форума "Евразийский образовательный диалог" в Ярославле сообщил министр образования и науки РФ ...
Учителя музыкальных школ Вологды вышли на митинг Учителя музыкальных школ Вологды вышли на митинг
10 марта в Вологде митинговали учителя музыкальных школ. На улицы вышли около 500 человек из шести школ города. Педагоги недовольны новой системой оплаты труда: с января финансирование музыкальных школ города было урезано - учителям сократили стимулирующие выплаты. Кроме того, по словам педагогов, им предлагают увеличить ежемесячные благотворительные взносы родителей с 500-700 рублей до 3,5 ...
Концепцию дополнительного образования представят на общественное обсуждение в июне Концепцию дополнительного образования представят на общественное обсуждение в июне
В Министерстве образования и науки РФ состоялось первое заседание межведомственного совета по дополнительному образованию и воспитанию детей. Закон "Об образовании в Российской Федерации" закрепил статус дополнительного образования, сформулировал ответственность субъектов федерации за его развитие. Указы Президента Российской Федерации сформулировали задачи по увеличению охвата детей дополнительным образованием до 75% к 2020 году. При этом предусмотрено, что до 50% ...
Лучшее образовательное учреждение по подготовке кадров для экономики Ленобласти получило миллион рублей Лучшее образовательное учреждение по подготовке кадров для экономики Ленобласти получило миллион рублей
В Доме Правительства Ленобласти состоялась церемония награждения победителей конкурса на соискание премии по качеству и лучших образовательных учреждений, готовящих специалистов для ...
Специалисты представили модель независимой оценки дополнительного образования Специалисты представили модель независимой оценки дополнительного образования
Презентация программы "Дополнительное образование детей: критерии качества" прошла сегодня в РИА Новости. Разработчики представили проект, построенный с использованием социально-инжиниринговых решений. Модель независимой оценки представляет собой экспертизу, которая должна оценить, соответствуют ли учебные заведения и их программы установленным требованиям, а именно: гарантируют ли они равноправие каждому ребенку и подростку в достижении целей, могут ли приобретенные навыки помочь ему в будущем и ...

Специальное (коррекционное) образование

Особые дети Петрозаводска и Карелии побывали на Петровской ассамблее Особые дети Петрозаводска и Карелии побывали на Петровской ассамблее
Более 100 ребятишек из Петрозаводска и республики поучаствовали в Петровской ассамблее, посвященной 310-летию столицы Карелии. Событие, организатором которого выступило Министерство образования республики, ...
Центр помощи «особым» детям и их родителям открылся в Омске Центр помощи «особым» детям и их родителям открылся в Омске
Первый специализированный центр «Омские солнышки» открылся благодаря усилиям общественной организации «Даун-синдром Омск» - пять лет ее активисты ...
Конференция об особенностях инклюзивного образования. Задайте вопрос Конференция об особенностях инклюзивного образования. Задайте вопрос
Директор московской школы для детей с аутизмом на улице архитектора Власова и психолог гимназии №1540 19 марта в 15.00 ответят на вопросы пользователей сайта РИА Новости о том, как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться в ...
Директоров спецшкол Твери будут выбирать по конкурсу
Как сообщает пресс-служба, решение предполагает переход на выборную систему отбора руководителей с публичным представлением кандидатами программ развития ...
Психиатров обещают вернуть в московские школы для детей с аутизмом Психиатров обещают вернуть в московские школы для детей с аутизмом
Врачи-психиатры и другой медицинский персонал школы "Кашенкин луг" и школы на улице архитектора Власова в Москве сейчас оформляются в медицинские учреждения, но продолжат работать в этих школах с детьми с расстройствами ...

ГИА

Меморандум, призванный защитить участников ЕГЭ от мошенников в сети, подписан в Минкомсвязи Меморандум, призванный защитить участников ЕГЭ от мошенников в сети, подписан в Минкомсвязи
Сегодня в Минкомсвязи был подписан Меморандум о взаимопонимании и взаимодействии между Рособрнадзором и Российской Ассоциацией электронных коммуникаций. Главная цель этого соглашения - достичь договоренности о взаимодействии с главными участниками российского сегмента интернета: поисковыми системами и социальными сервисами (блог-сервисами и ...
Рособрнадзор утвердил порядок разработки заданий для ГИА и ЕГЭ Рособрнадзор утвердил порядок разработки заданий для ГИА и ЕГЭ
Материалы для единого госэкзамена будут разрабатывать в помещениях ограниченного доступа с видеонаблюдением. Рособрнадзор будет утвердждать персональный состав комиссий разработчиков контрольных ...
Рособрнадзор утвердил новый порядок разработки и хранения тестов для ГИА и ЕГЭ Рособрнадзор утвердил новый порядок разработки и хранения тестов для ГИА и ЕГЭ
Рособрнадзор утвердил новый порядок разработки, использования и хранения тестов для ГИА и ЕГЭ. К экспертам, которые будут разрабатывать новые задания тестов, и решать, какие из старых заданий войдут в новые КИМы, предъявляются ...
Около 30 регионов подали заявки на задания ЕГЭ с шрифтом Брайля Около 30 регионов подали заявки на задания ЕГЭ с шрифтом Брайля
Для школьников с ограниченными возможностями здоровья ЕГЭ проводится по их желанию. С каждым годом детей, которые выбирают единый экзамен, становится больше, сообщил глава Рособрнадзора ...
Вице-премьера Ольгу Голодец просят провести независимую общественную экспертизу заданий ГИА Вице-премьера Ольгу Голодец просят провести независимую общественную экспертизу заданий ГИА
Депутат Госдумы от "Единой России" Владимир Бурматов обратился к вице-премьеру Ольге Голодец с предложением провести независимую общественную экспертизу заданий Государственной итоговой аттестации по русскому языку для ...

Абитуриенту

Все вузы МЧС России готовы принять выпускников школ Крыма Все вузы МЧС России готовы принять выпускников школ Крыма
Крымские выпускники в этом году не будут сдавать единый государственный экзамен, принимать в высшие учебные заведения будут на основании вступительных экзаменов. Среди обязательных предметов - русский язык, математика, физика, история, обществознание и ...
Минобрнауки запустило "горячую линию" по вопросам приемной кампании в учебные заведения Минобрнауки запустило "горячую линию" по вопросам приемной кампании в учебные заведения
С 7 апреля по 1 октября в Минобрнауки России будет работать "горячая линия" по вопросам приемной кампании в детские сады, школы, образовательные организации среднего и высшего ...
Проект закона о правилах приема в вузы планируется принять весной Проект закона о правилах приема в вузы планируется принять весной
В феврале некоторые СМИ сообщили, что список вступительных экзаменов для абитуриентов в этом году могут изменить за несколько месяцев до ЕГЭ. Представители университетов высказались против ...
Все 18 тысяч абитуриентов из Крыма смогут поступить в российские вузы Все 18 тысяч абитуриентов из Крыма смогут поступить в российские вузы
Как сообщили министр образования России, единый государственный экзамен не будет обязателен для поступления выпускников 11-х классов Крыма, поскольку они учились по ...
МГУ решил объявить перечень вступительных экзаменов в вуз позднее МГУ решил объявить перечень вступительных экзаменов в вуз позднее
СМИ на прошлой неделе сообщили, что вузы могут изменить список вступительных экзаменов за несколько месяцев до ЕГЭ. Минобрнауки позднее посоветовало не менять экзамены, чтобы не ...

Учитель года

Историк из села Корнилово стал учителем года в Томской области Историк из села Корнилово стал учителем года в Томской области
Теперь педагог представит регион на всероссийском этапе конкурса в Москве ...
Преподаватели амурских колледжей и ПТУ примут участие в областном конкурсе "Учитель года" Преподаватели амурских колледжей и ПТУ примут участие в областном конкурсе "Учитель года"
В Благовещенске с 1 по 3 апреля пройдет областной конкурс педагогического мастерства "Учитель года — 2014". Профессиональные состязания проводятся в 20-й раз. Однако в этом году впервые участие в них примут не только школьные учителя, но и преподаватели колледжей, лицеев ...
В Татарстане подвели итоги конкурса "Лучший учитель года города Казани – 2014" В Татарстане подвели итоги конкурса "Лучший учитель года города Казани – 2014"
4 марта, в преддверии Международного женского дня, в столице Республики Татарстан торжественно подвели итоги конкурса "Лучший учитель года города Казани – 2014". Все три призовых места были присуждены в этом году представительницам ...
Назван абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013» Назван абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013»
Сегодня в Московском городском Дворце детского (юношеского) творчества прозвучало имя абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013». Им стал Андрей Сиденко, учитель информатики ...
Пятерка победителей «Учителя года России-2013» сдала последний конкурсный экзамен в присутствии министра образования и науки РФ Пятерка победителей «Учителя года России-2013» сдала последний конкурсный экзамен в присутствии министра образования и науки РФ
Торжественный день на конкурсе «Учитель года России-2013» - III тур, финальное конкурсное задание для пятерки победителей. В пресс-центре РИА "Новости" вместе с министром образования и науки Российский Федерации Дмитрием Ливановым учителя обсуждали непростую тему - профессиональный стандарт учителя. Вел встречу главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец. Итак, зачем стандартизировать ...
Особенным детям в обычной школе нужны любовь и грамотные законы
18 Декабря 2012
Совместное обучение детей с особенностями развития и без — процесс непростой, он требует специальных знаний, стратегий, условий и финансирования. Но опыт показывает, что для успешного начала необходимо внутреннее решение педагога полюбить не похожего на других ребенка.

В новом «Законе об образовании РФ», который Госдума во вторник рассматривает во втором чтении, впервые на федеральном уровне могут быть закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном, обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Сегодня Москва — единственный в стране регион, где закон, закрепляющий понятие "инклюзивное образование" и определяющий основные гарантии в получении доступного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (№ 16, от 28 апреля 2010 года), уже принят.

Пока «особые» дети, которые учатся вместе с «обычными» — это скорее эксперимент, речь идет об единичных, уникальных проектах. Но опираясь на московский опыт, можно учесть его удачи и проблемы, которые стали очевидны на практике. Например, в Москве начали интегрировать детей с аутизмом.

Особые дети

Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) — совершенно особенная с точки зрения инклюзивного образования категория. «Они все очень разные: по своим интеллектуальным, эмоциональным, поведенческим особенностям. Это очень многообразная и требовательная группа, и втиснуть их в одну колею образования нельзя, — объясняет директор Института проблем инклюзивного образования Светлана Алехина. — Но если мы, те, кто развивает инклюзию, научимся включать детей с РАС — мы сумеем включить и другие категории».

По словам эксперта, сложность заключается в том, что у нас сегодня очень мало специалистов, которые понимают специфику этого нарушения. В этом смысле Россия отстает от мира лет на 30. Еще недавно, буквально 10 лет назад, в нашей стране вообще не было такого диагноза, говорит эксперт: «Есть восемь видов школ для детей с разными видами нарушений, а для РАС не было никаких вариантов».

На сегодняшний день в Москве есть только одна (!) школа, специально созданная для детей с диагностированными расстройствами аутистического спектра. Точнее, даже не школа, а Центр психолого-медико-социального сопровождения «Кашенкин Луг», где дети имеют возможность получить начальное образование в специальные условиях: с ними работают подготовленные учителя, врачи, дефектологи, психологи.

А с 5-го класса начинаются проблемы — куда этих детишек девать? По словам Светланы Алехиной, сегодня есть несколько вариантов.

Большинство детей с аутизмом продолжают обучение в школах «8-го вида», то есть для детей с интеллектуальными нарушениями. И получают там образование по программе для умственно-отсталых детей, а ведь часто дети с РАС обладают интеллектуальными способностями даже выше среднего.

Второй вариант — дистанционное образование. И это не всегда хорошо, потому что специфика нарушения как раз в том, что аутисты нуждаются в отработке социальных и коммуникативных навыков. А обучение на дому лишает их такой возможности.

«У детей с РАС есть серьезные ограничения, связанные с коммуникацией. И эти странности нельзя капсулировать в однородной среде, где они общаются только с такими, как они, или с учителями. Важно выводить их в другие среды, учить социальным навыкам, вырабатывать новые стереотипы их поведения», — убеждена директор Института проблем инклюзивного образования.

Еще один, достаточно распространенный для Москвы вариант — частная школа, куда родители приводят своих детей, иногда очень сложных, и собственными деньгами обеспечивают им образование. «Между собой мы говорим: «спрятали в частную школу», — признается Алехина.

Особая школа

В начале этого года в Институт проблем инклюзивного образования пришли с вопросом родители детей с РАС: куда девать наших пятиклассников? «В этом возрасте должны произойти необходимые для каждого человека вещи — выявление его призваний, способностей, будущей профессии, формирование его социальных ролевых взаимодействий, — объясняет Даниил Саксонов, папа аутичного ребенка. — Интеграция для детей с аутизмом — очень сложный процесс, долгий, который приходится выстраивать искусственно. Но это очень важно для них, потому что, если упустить подростковый период, то шансов социализироваться у них не будет. Они так и будут отрезанными».

Так в школе №198 на юге Москвы появился 5 «Б» — класс для особых детей: там учатся четыре аутиста и одна девочка на инвалидной коляске.

Этот проект нельзя в полной мере назвать инклюзивным, дети учатся отдельно. "Но то, что они общаются с детьми в раздевалке, столовой, коридорах — это очень хорошо. Обычные дети разговаривают с ними, обсуждают разные темы, они делятся своими интересами, высказывают свои суждения," — рассказывает Светлана Алехина, куратор этого проекта.

«А дети ведь очень интересные — они могут показаться странными, но обычные дети эти странности принимают, — подчеркивает Алехина. — Это большой профессиональный успех — они социализируются. Это не просто слова — это результат».

Даниил Саксонов, сын которого учится в этом самом 5-м «Б», по собственному опыту знает, что большинство родителей детей с особенностями мечтает, чтобы их дети общались с другими детьми. Но часто эти родители травмированы неудачными попытками, они прошли через неприятие и непонимание.

«За четыре предыдущих года мы поменяли шесть учебных заведений, рассказывает Саксонов. — Мы пробовали учиться и в обычных общеобразовательных школах, и школах, провозгласивших инклюзию, и в каких-то экспериментальных — самых разных. И было много поводов, чтобы обозлиться и уйти в глухую изоляцию. Часто это была не злая воля, скорее неготовность и незнание, что делать с непохожим на других ребенком».

Как раз история со 198-й школой удивила родителей «непохожих на других детей» тем, что эта школа не проходила многолетней подготовки, здесь начали программу для особых детей вообще с нуля, но эксперимент удался.

По словам родителей, в этом коллективе нет напряжения, нет конфликтов между детьми, в том числе и из обычных классов, нет проблем с педагогами. На вопрос, как это получается, ответ был очень простой: в школе есть установка на доброе отношение к детям. Даниил рассказывает, как удивил его ответ классного руководителя: «Просто надо представить, что ты мать, перед тобой ребенок, и все — с этого момента начинается контакт. И сразу все становится на свои места, сразу вся его сложность, непонятность, все становится другим. Проблемы кажутся нормальными, они возникают в любой семье — разве бывают простые дети?»

Выяснилось, что в тот момент, когда педагог включает свои родительские и человеческие ценности, чувства, все меняется кардинально.

«Можно обучать, проводить семинары, научные программы, и ничего не получится. Выясняется, что для учителя достаточно решения любить этого ребенка, и в этот момент он становится специалистом. Те особые знания, которых не хватает, нетрудно получить. И если в школе созданы условия, где культивируются добрые отношения к детям, то такая школа может принять разных детей и интеграция будет возможна», — считает Саксонов.

Особый статус

Хотя, разумеется, для таких детей должны быть созданы специальные условия, и условия эти требуют отдельных затрат. «Обучение детей с особенностями, как в сторону одаренности, так и в сторону инвалидности (а в некоторых случаях они идут рядом), — стоит в разы дороже», — признает Даниил.

В школах, где учатся дети с РАС, необходимы малокомплектные классы — такому ребенку невозможно интегрироваться в большой коллектив, нужен психолог, понимающий специфику аутизма, дефектолог, тьюторы.

«Сегодня школе очень трудно удержать в своем штатном расписании специалистов сопровождения. Сотрудники, которые не ведут уроки, оказываются балластом, — говорит Светлана Алехина. — В условиях новой системы оплаты труда директору приходится выбирать, кого он возьмет: учителя математики или психолога. И за счет какого перераспределения финансовых средств он сможет найти нуждающемуся ребенку тьютора и заплатить ему какие-то деньги».

Есть постановление правительства Москвы (от 2011 года) «О дополнительных финансовых коэффициентах по обучению детей с инвалидностью в общеобразовательных учреждениях». Но вот здесь-то и кроется противоречие. Дело в том, что в новом федеральном законе «Об образовании» идет речь об инклюзивном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

С одной стороны, это правильно, считает уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович, это более широкое понятие — детей, имеющих проблемы со здоровьем, но при этом не имеющих инвалидности в несколько раз больше.

«На практике в Москве мы столкнулись с этой проблемой, и она не решена и в федеральном законе, по крайней мере, в том варианте, который обсуждался в первом чтении. Инвалидность — это соответствующий статус, по которому инклюзивные школы могут требовать соответствующее финансирование, увеличение образовательного норматива в 2-3 раза. У ОВЗ нет такого статуса, то есть в общеобразовательную школу на детей с ограниченными возможностями дополнительные деньги не приходят».

Светлана Алехина тоже видит здесь противоречие: «Не все дети с инвалидностью нуждаются в особых условиях образования. При этом есть большая категория детей с ОВЗ, которые не имеют инвалидности, но крайне нуждаются в особых условиях, поддержке и тьюторском сопровождении. Например, дети с РАС все нуждаются в поддержке, при этом только малая доля из них имеет «розовую справку». И когда такой ребенок приходит в общеобразовательную школу, на него государство не выделяет дополнительные субсидии».

По мнению Бунимовича, без четкого определения на уровне федерального закона о финансировании инклюзивных школ совместное обучение так и останется на уровне благих пожеланий.
Короткая ссылка на новость: http://www.schoolpress.ru:80/~gzhyc


ПАРТНЕРЫ
ПАРТНЕРЫ