почта России
logo
пятница
5 июня
2020 года
Авторизация | Регистрация



 



СОЦСЕТИ


ЧИТАЕМОЕ


Общее образование



Коррекция классов. В России ликвидируются элитные школы и гимназии

Начальное общее образование

1,5 миллиона первоклашек сядут за парты в этом году в России 1,5 миллиона первоклашек сядут за парты в этом году в России
В эти дни школы вывешивают списки зачисленных первоклашек. За парты сядут около 1,5 миллиона новоиспеченных школьников. Для всей России сейчас приняты одинаковые требования по записи детей. В первую очередь школы должны принимать тех, кто живет на ...
В школах Иркутска не хватает около 40% педагогов начальных классов В школах Иркутска не хватает около 40% педагогов начальных классов
В школах областного центра не хватает около 40% педагогов начальных классов. Об этом на пресс-конференции рассказала начальник департамента образования администрации города Валентина Перегудова. Она заверила, что вопреки всему такой дефицит не скажется на качестве обучения – если не удастся "закрыть" вакантные места выпускниками педвузов, то более опытным учителям придётся работать с перегрузом: брать по ...
Мониторинг качества реализации ФГОС начального образования стартовал в Алтайском крае Мониторинг качества реализации ФГОС начального образования стартовал в Алтайском крае
В Алтайском крае стартовал региональный мониторинг, который позволит оценить качество реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального ...
Ученики одной из киргизских школ вышли на внеплановые каникулы из-за нашествия змей Ученики одной из киргизских школ вышли на внеплановые каникулы из-за нашествия змей
В одной из школ Алайского района прекращены занятия из-за появления змей. Как сообщают в МЧС Кыргызстана, в школе им. Ж.Орозова села Биринчи май с наступлением весны начали ...
Более 84 млрд рублей выделят на развитие образования Владимирской области в ближайшие 7 лет Более 84 млрд рублей выделят на развитие образования Владимирской области в ближайшие 7 лет
Во Владимирской области начата реализация государственной программы "Развитие образования" на 2014-2020 годы", утвержденной губернатором Светланой Орловой. Основополагающая цель этого документа – обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития экономики ...

Основное общее образование

Издательство «Просвещение» обеспечит все школы Крыма комплектами учебников к 15 августа Издательство «Просвещение» обеспечит все школы Крыма комплектами учебников к 15 августа
...
Почти 80 школьников стали призерами и победителями Всероссийской олимпиады по физике Почти 80 школьников стали призерами и победителями Всероссийской олимпиады по физике
Олимпиада проходила в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена. В ней приняли участие 269 участников из 46 регионов РФ, а также ребята из Беларуси. Ребятам предстояло пройти два тура: экспериментальный и теоретический, задания к которым составляли лучшие ...
Законопроект, возвращающий медали выпускникам школ, получил критику некоторых экспертов Законопроект, возвращающий медали выпускникам школ, получил критику некоторых экспертов
Законопроект Минобрнауки, опубликованный на едином портале раскрытия информации, вносит поправки в закон "Об образовании в РФ". Ведомство предлагает поощрять школьников "за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности". Каковы критерия оценки этих успехов, авторы ...
Подведение общероссийских итогов олимпиад школьников завершено Подведение общероссийских итогов олимпиад школьников завершено
Российский совет олимпиад школьников завершил подведение общероссийских итогов олимпиад школьников в 2013-2014 учебном году. Главным показателем олимпиадных процессов признано более чем 2-кратное, по сравнению с прошлым годом, увеличение общего числа участников олимпиад – до 1,5 млн школьников, из которых 4 тысячи признаны победителями, а 24 тысячи – призерами ...
Гимназист из Архангельска стал абсолютным победителем олимпиады по астрономии Гимназист из Архангельска стал абсолютным победителем олимпиады по астрономии
Завершились испытания заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по астрономии. Ученик 11 класса Даниил Вахлов стал абсолютным победителем России по астрономии. Его учителем-наставником является педагог Университетской Ломоносовской гимназии Ольга ...

Среднее (полное) общее образование

В честь юбилея Лермонтова пятиклассники напишут интерактивный диктант
...
Почти 80 школьников стали призерами и победителями Всероссийской олимпиады по физике Почти 80 школьников стали призерами и победителями Всероссийской олимпиады по физике
Олимпиада проходила в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена. В ней приняли участие 269 участников из 46 регионов РФ, а также ребята из Беларуси. Ребятам предстояло пройти два тура: экспериментальный и теоретический, задания к которым составляли лучшие ...
Законопроект, возвращающий медали выпускникам школ, получил критику некоторых экспертов Законопроект, возвращающий медали выпускникам школ, получил критику некоторых экспертов
Законопроект Минобрнауки, опубликованный на едином портале раскрытия информации, вносит поправки в закон "Об образовании в РФ". Ведомство предлагает поощрять школьников "за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности". Каковы критерия оценки этих успехов, авторы ...
Подведение общероссийских итогов олимпиад школьников завершено Подведение общероссийских итогов олимпиад школьников завершено
Российский совет олимпиад школьников завершил подведение общероссийских итогов олимпиад школьников в 2013-2014 учебном году. Главным показателем олимпиадных процессов признано более чем 2-кратное, по сравнению с прошлым годом, увеличение общего числа участников олимпиад – до 1,5 млн школьников, из которых 4 тысячи признаны победителями, а 24 тысячи – призерами ...
Гимназист из Архангельска стал абсолютным победителем олимпиады по астрономии Гимназист из Архангельска стал абсолютным победителем олимпиады по астрономии
Завершились испытания заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по астрономии. Ученик 11 класса Даниил Вахлов стал абсолютным победителем России по астрономии. Его учителем-наставником является педагог Университетской Ломоносовской гимназии Ольга ...

ЕГЭ

Генпрокуратура рассказала о тысяче нарушений при сдаче ЕГЭ в 2013 году Генпрокуратура рассказала о тысяче нарушений при сдаче ЕГЭ в 2013 году
Прокуроры выявили более тысячи нарушений при сдаче ЕГЭ в 2013 году. Причиной большого числа нарушений стал слабый контроль за проведением экзамена, заявил генпрокурор ...
Российские школьники сдают второй досрочный ЕГЭ Российские школьники сдают второй досрочный ЕГЭ
Сегодня, 24 апреля, ученики российских школ сдают второй досрочный единый государственный экзамен. В зависимости от индивидуального выбора школьников - это иностранный язык, география, химия или история. Напомним, первый, ЕГЭ по русскому языку, прошел без технических сбоев ...
Рособрнадзор подвел предварительные итоги досрочного ЕГЭ по русскому языку Рособрнадзор подвел предварительные итоги досрочного ЕГЭ по русскому языку
Накануне, 21 апреля, состоялся досрочный ЕГЭ по русскому языку. На экзамен было заявлено 887 участников ЕГЭ, из них выпускников текущего года - 849 человек из 63 регионов. По результатам рассмотрений видеозаписей работы нарушителей могут быть аннулированы. Также несколько человек были удалены с экзамена за использование ...
Правительство РФ потратит 600 миллионов рублей на видеонаблюдение во время ЕГЭ Правительство РФ потратит 600 миллионов рублей на видеонаблюдение во время ЕГЭ
Правительство РФ опубликовало распоряжение об организации видеонаблюдения при проведении единого госэкзамена в 2014 году. При проведении ЕГЭ видеонаблюдение будет установлено в пунктах проведения экзаменов, региональных центрах ...
Выпускники российских школ в понедельник начнут сдавать ЕГЭ Выпускники российских школ в понедельник начнут сдавать ЕГЭ
Досрочные экзамены пройдут в 65 из 85 российских регионов. Больше всего участников будут досрочно сдавать обязательные предметы - русский язык ...

Дополнительное образование

Минобрнауки подготовит новую концепцию дополнительного образования в России к июню Минобрнауки подготовит новую концепцию дополнительного образования в России к июню
Минобрнауки РФ подготовит и к июню передаст на рассмотрение в правительство новую концепцию дополнительного образования в России. Об этом в среду на брифинге в рамках международного форума "Евразийский образовательный диалог" в Ярославле сообщил министр образования и науки РФ ...
Учителя музыкальных школ Вологды вышли на митинг Учителя музыкальных школ Вологды вышли на митинг
10 марта в Вологде митинговали учителя музыкальных школ. На улицы вышли около 500 человек из шести школ города. Педагоги недовольны новой системой оплаты труда: с января финансирование музыкальных школ города было урезано - учителям сократили стимулирующие выплаты. Кроме того, по словам педагогов, им предлагают увеличить ежемесячные благотворительные взносы родителей с 500-700 рублей до 3,5 ...
Концепцию дополнительного образования представят на общественное обсуждение в июне Концепцию дополнительного образования представят на общественное обсуждение в июне
В Министерстве образования и науки РФ состоялось первое заседание межведомственного совета по дополнительному образованию и воспитанию детей. Закон "Об образовании в Российской Федерации" закрепил статус дополнительного образования, сформулировал ответственность субъектов федерации за его развитие. Указы Президента Российской Федерации сформулировали задачи по увеличению охвата детей дополнительным образованием до 75% к 2020 году. При этом предусмотрено, что до 50% ...
Лучшее образовательное учреждение по подготовке кадров для экономики Ленобласти получило миллион рублей Лучшее образовательное учреждение по подготовке кадров для экономики Ленобласти получило миллион рублей
В Доме Правительства Ленобласти состоялась церемония награждения победителей конкурса на соискание премии по качеству и лучших образовательных учреждений, готовящих специалистов для ...
Специалисты представили модель независимой оценки дополнительного образования Специалисты представили модель независимой оценки дополнительного образования
Презентация программы "Дополнительное образование детей: критерии качества" прошла сегодня в РИА Новости. Разработчики представили проект, построенный с использованием социально-инжиниринговых решений. Модель независимой оценки представляет собой экспертизу, которая должна оценить, соответствуют ли учебные заведения и их программы установленным требованиям, а именно: гарантируют ли они равноправие каждому ребенку и подростку в достижении целей, могут ли приобретенные навыки помочь ему в будущем и ...

Специальное (коррекционное) образование

Особые дети Петрозаводска и Карелии побывали на Петровской ассамблее Особые дети Петрозаводска и Карелии побывали на Петровской ассамблее
Более 100 ребятишек из Петрозаводска и республики поучаствовали в Петровской ассамблее, посвященной 310-летию столицы Карелии. Событие, организатором которого выступило Министерство образования республики, ...
Центр помощи «особым» детям и их родителям открылся в Омске Центр помощи «особым» детям и их родителям открылся в Омске
Первый специализированный центр «Омские солнышки» открылся благодаря усилиям общественной организации «Даун-синдром Омск» - пять лет ее активисты ...
Конференция об особенностях инклюзивного образования. Задайте вопрос Конференция об особенностях инклюзивного образования. Задайте вопрос
Директор московской школы для детей с аутизмом на улице архитектора Власова и психолог гимназии №1540 19 марта в 15.00 ответят на вопросы пользователей сайта РИА Новости о том, как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться в ...
Директоров спецшкол Твери будут выбирать по конкурсу
Как сообщает пресс-служба, решение предполагает переход на выборную систему отбора руководителей с публичным представлением кандидатами программ развития ...
Психиатров обещают вернуть в московские школы для детей с аутизмом Психиатров обещают вернуть в московские школы для детей с аутизмом
Врачи-психиатры и другой медицинский персонал школы "Кашенкин луг" и школы на улице архитектора Власова в Москве сейчас оформляются в медицинские учреждения, но продолжат работать в этих школах с детьми с расстройствами ...

ГИА

Меморандум, призванный защитить участников ЕГЭ от мошенников в сети, подписан в Минкомсвязи Меморандум, призванный защитить участников ЕГЭ от мошенников в сети, подписан в Минкомсвязи
Сегодня в Минкомсвязи был подписан Меморандум о взаимопонимании и взаимодействии между Рособрнадзором и Российской Ассоциацией электронных коммуникаций. Главная цель этого соглашения - достичь договоренности о взаимодействии с главными участниками российского сегмента интернета: поисковыми системами и социальными сервисами (блог-сервисами и ...
Рособрнадзор утвердил порядок разработки заданий для ГИА и ЕГЭ Рособрнадзор утвердил порядок разработки заданий для ГИА и ЕГЭ
Материалы для единого госэкзамена будут разрабатывать в помещениях ограниченного доступа с видеонаблюдением. Рособрнадзор будет утвердждать персональный состав комиссий разработчиков контрольных ...
Рособрнадзор утвердил новый порядок разработки и хранения тестов для ГИА и ЕГЭ Рособрнадзор утвердил новый порядок разработки и хранения тестов для ГИА и ЕГЭ
Рособрнадзор утвердил новый порядок разработки, использования и хранения тестов для ГИА и ЕГЭ. К экспертам, которые будут разрабатывать новые задания тестов, и решать, какие из старых заданий войдут в новые КИМы, предъявляются ...
Около 30 регионов подали заявки на задания ЕГЭ с шрифтом Брайля Около 30 регионов подали заявки на задания ЕГЭ с шрифтом Брайля
Для школьников с ограниченными возможностями здоровья ЕГЭ проводится по их желанию. С каждым годом детей, которые выбирают единый экзамен, становится больше, сообщил глава Рособрнадзора ...
Вице-премьера Ольгу Голодец просят провести независимую общественную экспертизу заданий ГИА Вице-премьера Ольгу Голодец просят провести независимую общественную экспертизу заданий ГИА
Депутат Госдумы от "Единой России" Владимир Бурматов обратился к вице-премьеру Ольге Голодец с предложением провести независимую общественную экспертизу заданий Государственной итоговой аттестации по русскому языку для ...

Абитуриенту

Все вузы МЧС России готовы принять выпускников школ Крыма Все вузы МЧС России готовы принять выпускников школ Крыма
Крымские выпускники в этом году не будут сдавать единый государственный экзамен, принимать в высшие учебные заведения будут на основании вступительных экзаменов. Среди обязательных предметов - русский язык, математика, физика, история, обществознание и ...
Минобрнауки запустило "горячую линию" по вопросам приемной кампании в учебные заведения Минобрнауки запустило "горячую линию" по вопросам приемной кампании в учебные заведения
С 7 апреля по 1 октября в Минобрнауки России будет работать "горячая линия" по вопросам приемной кампании в детские сады, школы, образовательные организации среднего и высшего ...
Проект закона о правилах приема в вузы планируется принять весной Проект закона о правилах приема в вузы планируется принять весной
В феврале некоторые СМИ сообщили, что список вступительных экзаменов для абитуриентов в этом году могут изменить за несколько месяцев до ЕГЭ. Представители университетов высказались против ...
Все 18 тысяч абитуриентов из Крыма смогут поступить в российские вузы Все 18 тысяч абитуриентов из Крыма смогут поступить в российские вузы
Как сообщили министр образования России, единый государственный экзамен не будет обязателен для поступления выпускников 11-х классов Крыма, поскольку они учились по ...
МГУ решил объявить перечень вступительных экзаменов в вуз позднее МГУ решил объявить перечень вступительных экзаменов в вуз позднее
СМИ на прошлой неделе сообщили, что вузы могут изменить список вступительных экзаменов за несколько месяцев до ЕГЭ. Минобрнауки позднее посоветовало не менять экзамены, чтобы не ...

Учитель года

Историк из села Корнилово стал учителем года в Томской области Историк из села Корнилово стал учителем года в Томской области
Теперь педагог представит регион на всероссийском этапе конкурса в Москве ...
Преподаватели амурских колледжей и ПТУ примут участие в областном конкурсе "Учитель года" Преподаватели амурских колледжей и ПТУ примут участие в областном конкурсе "Учитель года"
В Благовещенске с 1 по 3 апреля пройдет областной конкурс педагогического мастерства "Учитель года — 2014". Профессиональные состязания проводятся в 20-й раз. Однако в этом году впервые участие в них примут не только школьные учителя, но и преподаватели колледжей, лицеев ...
В Татарстане подвели итоги конкурса "Лучший учитель года города Казани – 2014" В Татарстане подвели итоги конкурса "Лучший учитель года города Казани – 2014"
4 марта, в преддверии Международного женского дня, в столице Республики Татарстан торжественно подвели итоги конкурса "Лучший учитель года города Казани – 2014". Все три призовых места были присуждены в этом году представительницам ...
Назван абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013» Назван абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013»
Сегодня в Московском городском Дворце детского (юношеского) творчества прозвучало имя абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013». Им стал Андрей Сиденко, учитель информатики ...
Пятерка победителей «Учителя года России-2013» сдала последний конкурсный экзамен в присутствии министра образования и науки РФ Пятерка победителей «Учителя года России-2013» сдала последний конкурсный экзамен в присутствии министра образования и науки РФ
Торжественный день на конкурсе «Учитель года России-2013» - III тур, финальное конкурсное задание для пятерки победителей. В пресс-центре РИА "Новости" вместе с министром образования и науки Российский Федерации Дмитрием Ливановым учителя обсуждали непростую тему - профессиональный стандарт учителя. Вел встречу главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец. Итак, зачем стандартизировать ...
Коррекция классов. В России ликвидируются элитные школы и гимназии
13 Октября 2014
10:37, 10 октября 2014

Коррекция классов

В России ликвидируются элитные школы и гимназии
Фото: Глеб Щелкунов / «Коммерсантъ»

Лучшие московские школы оказались на грани банкротства. В сентябре им в несколько раз сократили финансирование. Сейчас они вынуждены искать спонсоров либо урезать программы и становиться частями больших образовательных корпораций. Педагоги боятся, что реорганизацию элитные школы не перенесут. Укрупнение грозит также школам для инвалидов и девиантных детей. Эксперты отмечают, что московская модель уравниловки распространяется на всю страну. Те же самые процессы проходят в Туле, Рязани, Ульяновске. На очереди — другие регионы. На 11 октября в Москве намечен митинг против усреднения образования.

Всю неделю у здания столичной мэрии на Тверской улице в одиночных пикетах с плакатами «Школы должны быть разными!» дежурили учителя школы-интерната для одаренных детей «Интеллектуал». В конце сентября вышел приказ департамента образования Москвы об объединении их школы с гимназией №1588. В случае если школа на слияние не согласится, ей обещали серьезные денежные проблемы. Собственно, они уже есть. Принятый ранее федеральный закон об образовании упразднил все виды образовательных учреждений: гимназии, лицеи, специализированные, коррекционные и другие. И лишил их права на дополнительное финансирование программ: углубленное изучение предметов, деление классов на подгруппы, индивидуальные занятия, проектно-исследовательскую деятельность, медико-психологическое сопровождение учеников, круглосуточное пребывание.

Авторы этого закона надеялись, что если муниципальные власти посчитают расходы целесообразными, то оплатят их самостоятельно из местных бюджетов. В большинстве регионов так и сделали. Но Москва пошла другим путем.

Неравный брак

Столичная мэрия объявила, что все дети равны и элитные школы — не нужны. В каждой должны быть созданы «равные возможности», в том числе финансовые. В 2011 году был запущен пилотный проект по повышению качества образования. Участникам предлагали поднять действовавший тогда минимальный норматив на содержание ребенка — с 63 до 123 тысяч рублей в год. Обычные районные учреждения охотно соглашались на условия. Продвинутые, имевшие прежде гораздо большие деньги, — не спешили. Тем более для них был установлен переходный мораторий на снижение «тарифов». Но в этом сентябре все надбавки срезали.

«Сейчас мы получаем в два раза меньше, чем соседние школы, — рассказывает учитель математики Алексей Сгибнев. — Когда начали задавать вопросы чиновникам, просить хотя бы уравнять нас по деньгам с остальными, получили ответ, что это возможно только путем слияния. Но такие проблемы поспешно не решаются. Создать что-то хорошее нелегко. А разрушить можно в одно мгновение».

В акциях протеста участвуют практически все «интеллектуалы». Пока педагоги стоят в пикетах, ученики бомбят письмами инстанции — начиная от президента, заканчивая районными чиновниками. А родители готовят иски в суд об отмене «неравного брака».

«Школа, с которой нас сватают, в хозяйственном плане — крепкая, — осторожно рассказывает представитель родительского комитета «Интеллектуала» Елена Новоселова. — Хорошая мебель в холле, занавески, свежий ремонт. Но у наших ребят другие приоритеты. После учебы они целый день пропадают на факультативах, ведут научные разработки. Большинство остаются на пятидневку в интернате. Мы, например, живем в Новой Москве. Каждый день тратить по четыре часа на дорогу нереально. Конечно, в другой соседней школе тоже есть кружки, но за все, кроме спортивных секций, там собираются брать деньги. Мы ознакомились с проектом прайса на сайте: час индивидуальных занятий — 2 тысячи, кружок два раза в неделю — 12 тысяч в месяц. По нашим подсчетам тот объем внеурочных занятий, что сейчас предлагает "Интеллектуал", обойдется примерно в 30 тысяч рублей в месяц. У нас почти 30 процентов семей — малоимущие. Столько платить они не смогут».

Полная инклюзия

«Интеллектуал» — не единственная школа, попавшая под программу слияния. В финансовую ловушку угодили почти два десятка московских школ. Почти все входят в топ-500 лучших школ России, составленный Минобрнауки.

Распоряжение о реорганизации получило и Государственное бюджетное образовательное учреждение (ГБОУ) №1189 имени Курчатова. Школа образовалась в 90-е годы при поддержке Центра компьютерного обучения Курчатовского института. Ученые-практики преподавали ребятам физику, химию, математику. Сегодня «курчатовка» считается одной из сильных математических школ. По итогам прошлого года 98 учеников стали победителями турнира Ломоносова, проводимого МГУ, 24 — выиграли региональный этап Всероссийской школьной олимпиады. Сейчас школе предписано влиться в ряды соседнего ГБОУ №2077. Комплекс создан два года назад и уже вобрал в себя значительную часть образования района Щукино: чиновники поглотили три обычных средних школы, школу для подростков с девиантным (неадекватным, а часто социально-опасным) поведением и школу для умственно отсталых детей 8-го типа (крайняя степень).

Здание «курчатовке», правда, обещают оставить. Пока. Как сложится в будущем — никто не знает. У девиантной школы, например, помещение экспроприировали. Самых спокойных ребят рассортировали по обычным классам. А злостных хулиганов перевели на домашнее обучение.

«Основа нашей школы — высокий уровень поступающих, — считает отец пятиклассницы ГБОУ №1189 Антон Соловьев. — Если упразднят название, то уже в следующем году сюда придут обычные дети. Они не потянут текущую программу и ее уровень придется опускать для всех учеников. Родительский актив готов участвовать в разработке встречного плана развития школы. Одно из предложений — создание Курчатовского образовательного комплекса с сохранением высокого уровня образования».

В сентябре лицей №1525 (более известный как «Воробьевы горы») выселили из Дворца пионеров и отобрали название. Сейчас под известным брендом «Воробьевы горы» создан новый образовательный комплекс из двух местных школ, двух детсадов и колледжа. А ГБОУ №1525 переселили в пристройку школы №1305 у метро Красносельская. Адаптация на новом месте проходит болезненно. Хотя большая часть преподавателей осталась, половина учеников ушли. Приходится начинать все сначала.

«Для нас главное — сохранить атмосферу и уровень, — рисует перспективы учитель литературы и русского языка лицея Евгения Абелюк. — Получится или нет — не знаю. В прошлый понедельник вела уроки в школе №1305, с которой нас сливают. Заменяла заболевшего учителя. Когда прозвенел последний звонок, ко мне вошла в класс женщина с таким, знаете, очень прокуренным голосом и спросила: "В туалет выпускали?" — "Да. А что случилось?" —"Там все накурено", — сказала мне она. Я говорю: "А что, вы — не выпускаете?" — "Мы знаем, кого выпускать". То есть у нас совершенно разные ценности».

Замдиректора по науке физико-математического лицея «Вторая школа» Александр Ковальджи говорит, что им также «в мягкой форме» поступило уже три предложения об «укрупнении»: «Пока удается лавировать. Для нас слияние неприемлемо. Мы общаемся с укрупненными школами. Никто не рад. Коллективы педагогов и школьников полярных школ — не сливаются. Они слишком разные. Были примеры. Так в одной из школ даже пришлось поделить этажи и туалеты, чтобы дети не дрались на переменах. Есть понятие зона ближайшего развития, среда. Это важно для мотивации учебы. Если из школы уходит тепло отношений, если на разговоры по душам нет времени и оснований, привлекательность учебы падает».

Ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы НИУ ВШЭ Марина Пинская отмечает, что международный опыт «смешивания разных контингентов» существует. Такое часто практикуется в Соединенных Штатах для оздоровления слабых школ. Однако там обязательно учитывают пропорции «носителей разных ценностей». Как установили американцы, благополучных учеников в таком коктейле должно быть не менее 65 процентов. В противном случае «серость» победит. Работает ли эта цифра в российских реалиях — исследований не проводилось.

Процесс слияний-поглощений в Москве продолжается третий год. По статистике за это время образовано 894 многопрофильных холдинга, поглотивших 3063 школы, детсада и колледжа. Рассматриваются заявки еще от 62 бюджетных учреждений на создание 18 корпораций. Официальную идею коллективизации озвучил московский министр образования Исаак Калина: «Объединение позволит ученикам получать все образовательные услуги в одном месте. В том числе в таких комплексах будет и дошкольное образование. У учителей появляется полноценная нагрузка, чего не было в маленьких школах. Ресурсы крупных образовательных комплексов позволяют подавляющему большинству московских школ преподавать любой предмет на необходимом школьникам уровне и вести любую профилизацию».

Подразумевалось, что реорганизация должна проходить исключительно с согласия родителей. Но почти в каждом случае укрупнения сопровождались протестами. «Пожары» быстро гасились. «Применяется простая технология, — просвещает зампредседателя комитета по образованию Госдумы Олег Смолин. — Родители один раз приняли решение не объединяться, директора сняли и сказали, что он не умеет с ними работать. Во второй раз приняли решение не объединяться — директора сняли и сказали, что он не умеет работать. На следующий раз управляющий совет от страха, что будет директор какой-нибудь совсем ужасный, уже на все согласен».

Экспертов смущает, что при всем при том с момента образования первых «больших корпораций» прошло немало времени, прозрачной системы обмена опытом и сравнения работы школ до и после слияния — нет. В качестве показателя успешности реформ столичная мэрия часто приводит цифру, что с 2010 года количество московских школ, подготовивших лауреатов городских олимпиад, увеличилось на 37,5 процента, Всероссийской — на 15 процентов. «Есть подозрения, что это всего лишь манипулирование статистикой, — уверяют в независимом межрегиональном профсоюзе «Учитель». — Если все школы слить в одну, то при единственном победителе олимпиад на город мы будем иметь результат 100 процентов».

«Ушки» и «Чэшки»

«Лента.ру» опросила родителей «холдингистов».

«Были ГБОУ №2047, а стали №2109. Прибавились три школы и семь садиков, — рассказывает Ольга Петрова из Южного Бутово. — Пока ничего не изменилось. Разве что в начальных классах к АБВГД-эшкам добавились новые буковки: ЕРСУФЧ : Ешки, Рэшки, Сэшки, Ушки, Фэшки и Чэшки. По мне — так показуха и ничего больше. В стране всеобщей имитации это неудивительно. Это как с зимним временем — мы работаем на благо народа».

Первыми неприятные перемены ощутили представители корпораций, куда влили «особые» школы и детсады: коррекционные, девиантные, вечерние. «Наш сад для детей с задержкой развития и аутизмом год назад стал структурным подразделением комплекса №398 в Выхино, — рассказывает мама двух дошколят Екатерина Музафарова. — Раньше в группах находились по 15-19 человек. Весь день с ними работали дефектологи, логопеды. Действовала театральная студия, лечебный массаж, физиопроцедуры. Теперь все сняли — мы же стали общеобразовательным учреждением, а не коррекционным. Сейчас обсуждаются тарифы на дополнительные услуги: от 3200 до 4500 рублей в месяц за кружок. Малокомплектные группы с больными детьми хотят доукомплектовывать здоровыми — до 25 человек. У специалистов срезали зарплату и они увольняются».

В некоторых столичных районах «инклюзия» приобретает причудливые формы. В Лефортово в прошлом году в комплексе №415 собрались четыре детсада, обычная школа, «английская» и вечерняя.

«Сначала все члены холдинга обитали автономно в своих зданиях, — говорит муниципальный депутат Лефортово Александра Андреева. — В начале сентября около 30 учеников вечерней школы стали учить вместе с обычными школьниками. Возраст у "вечерников" был самый разный — от 15 лет и старше. К одиннадцатиклассникам посадили трех взрослых дядь 21-24 лет, только что вернувшихся из армии. Они матерились при детях, занятия посещали через раз, могли пинком открыть дверь в учительскую и развалиться на диване. На дисциплине, конечно, это сказывалось не лучшим образом. Дети стали задавать вопросы — почему им позволено все, а нам — ничего. Когда родители заинтересовались, что происходит, юноши куда-то исчезли. Но осадок остался. Гарантии, что они не появятся завтра — нет».

По словам директора центра социально-экономического развития школы ВШЭ Сергея Косарецкого, московский рецепт слияний-поглощений постепенно распространяется на регионы. Звонят учителя из Тулы, Рязани, Ульяновска.

«Чему удивляться?»

«Изначально все задумывалось ради ликвидации межшкольного неравенства, — объясняет эксперт. — Но если учреждения объединяются формально, по территориальному признаку, неравенство сохранится и внутри нового комплекса. Условно пятые классы, которые перешли из слабой школы, останутся такими же слабыми по качеству подготовки, как и раньше. А школа "отчитается" сильными детьми, которые определят ее имидж. Внешняя дифференциация заменится внутренней».

Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич уверена, что о качестве образования изначально никто и не думал. Главная причина реформ — экономия бюджетных средств. Чем крупнее — тем дешевле. Вместо десяти учителей можно оставить пять.

«Чему удивляться? — недоумевает она. — Разве в других отраслях у нас по-другому? А как мы выбираем губернаторов? Как назначаются министры? Школа просто показывает то, что происходит с государством, с его схемой управления. Когда компетентность, самостоятельность являются не то что ценностью, а препятствием для тотального управления всем и вся».

Наталья Гранина
Источник:  lenta.ru
Короткая ссылка на новость: http://www.schoolpress.ru:80/~L9sNG


ПАРТНЕРЫ
ПАРТНЕРЫ